3.1. Наличие необходимой инфраструктуры для инвесторов, площадок для реализации инвестиционных проектов.
Республика Бурятия граничит с Монголией, имеет высокие транзитно-логистические возможности.
По ее территории проходят Транссибирская и Байкало-Амурская железные дороги, в том числе ветка "Улан-Удэ - Улан-Батор - Пекин".
Основу автодорожной сети республики составляют 3 федеральные автомобильные дороги: Р-258 "Байкал" Иркутск - Улан-Удэ - Чита; А-333 Култук - Монды и А-340 Улан-Удэ - Кяхта с выходом на монгольскую границу к пограничному переходу Монды - Ханх.
В республике работает аэропортовый комплекс международного аэропорта "Байкал" в г. Улан-Удэ. Из аэропорта выполняются прямые ежедневные рейсы в г. Москва, регулярные рейсы в города Восточной Сибири, Дальнего Востока, а также международные рейсы в Китай, Монголию, Южную Корею. Одним из преимуществ аэропорта является возможность принимать рейсы из стран Азиатско-Тихоокеанского региона для технической посадки, дозаправки и наземного обслуживания, в том числе принимать сверхтяжелые грузовые суда Boeing. С 2017 года аэропорт имеет статус открытого по пятой степени "свободы воздуха" наряду с такими аэропортами, как аэропорты в городах Сочи, Владивосток и Калининград, это позволяет ему принимать самолеты иностранных компаний для транзитных рейсов без необходимости заключения двухсторонних соглашений.
Правительством Республики Бурятия ежегодно строятся и реконструируются объекты социальной, инженерной, транспортной, энергетической инфраструктуры для создания комфортных условий ведения бизнеса и запуска новых инвестиционных проектов.
На территории Республики Бурятия созданы особая экономическая зона туристско-рекреационного типа "Байкальская гавань", территория опережающего развития "Бурятия", 11 зон экономического благоприятствования, в том числе 7 - туристско-рекреационного типа и 4 - промышленно-производственного типа. Функционируют такие организации, как общество с ограниченной ответственностью "КРДВ Бурятия" и акционерное общество "Особая экономическая зона "Байкальская гавань", оказывающие консультационные услуги, услуги по сопровождению и обеспечению создания инфраструктуры для резидентов.
В республике работает специализированная организация по привлечению инвестиций и работе с инвесторами - некоммерческая организация "Фонд регионального развития Республики Бурятия", куда инвестор может обратиться для получения услуги по сопровождению инвестиционных проектов по принципу "одного окна".
Действует инвестиционный портал Республики Бурятия (http://invest-buryatia.ru), а также инвестиционная карта Республики Бурятия, в которой отражается вся необходимая для инвестора первичная информация.
В республике эффективно действует комплексный инструментарий поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
С 2018 года работает единый Центр предпринимательства "Мой бизнес", объединяющий все формы и виды государственной поддержки бизнеса. В Центре предпринимательства "Мой бизнес" на одной площадке расположены государственное бюджетное учреждение "Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг", микрокредитная компания "Фонд поддержки малого предпринимательства Республики Бурятия", Гарантийный фонд содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства и развития промышленности Республики Бурятия, в том числе осуществляющий функции регионального фонда развития промышленности, центры поддержки предпринимательства, экспорта, инжиниринга, народно-художественных промыслов и инноваций социальной сферы. Представительства Центра предпринимательства "Мой бизнес" открываются во всех муниципальных образованиях в Республике Бурятия.
Создана доступная инфраструктура для размещения производственных и иных объектов. Действуют Промышленный парк Республики Бурятия, Республиканский бизнес-инкубатор с техническим оснащением, в котором можно получить государственную поддержку в виде аренды нежилых помещений и консультационной помощи.
Для обеспечения доступа к земельным ресурсам для реализации инвестиционных проектов субъекты инвестиционной и предпринимательской деятельности могут воспользоваться:
реестром инвестиционных площадок на территории Республики Бурятия, свободных для организации бизнеса, который размещен в открытом доступе на инвестиционном портале Республики Бурятия;
правом получения земельных участков в аренду без проведения торгов в соответствии со
статьей 12.1 Закона Республики Бурятия от 30.12.2003 N 601-III "О земле".
3.2. Наличие на территории Республики Бурятия преференциальных режимов.
Территория опережающего социально-экономического развития "Бурятия" (далее - ТОР "Бурятия") создана в 2019 году
постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2019 N 760. На сегодняшний день на территории ТОР "Бурятия" зарегистрировано 14 резидентов с общим объемом инвестиций 8,5 млрд. руб., предусмотрено создание 1000 новых рабочих мест. Специализация ТОР "Бурятия": промышленность, сельское хозяйство, транспорт и логистика, здравоохранение.
Резидентам ТОР "Бурятия" предусмотрены следующие преференции:
льготы по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет: ставка налога на прибыль организаций устанавливается в размере 0% в течение первых 5 лет;
льготы по налогу на прибыль, зачисляемому в республиканский бюджет: ставка налога на прибыль организаций устанавливается в размере 5% в течение первых 5 лет и в размере 10,0% - в течение следующих 5 лет;
освобождение от уплаты налога на имущество организаций в течение 5 лет с момента постановки на учет имущества, создаваемого или приобретаемого для реализации инвестиционного проекта;
понижающий коэффициент налога на добычу полезных ископаемых (0 - 0,8) в течение 10 лет, далее применяется коэффициент 1;
освобождение от уплаты налога на землю в течение первых 5 лет пользования земельными участками в соответствии с решениями органов местного самоуправления в Республике Бурятия;
снижение страховых взносов: 6,0% - на пенсионное страхование, 1,5% - в Фонд социального страхования и 0,1% - в Фонд обязательного медицинского страхования;
возможность получения государственной поддержки в строительстве необходимой инфраструктуры;
беспошлинный и безналоговый ввоз (0% налога на добавленную стоимость на импорт для переработки), хранение, потребление (использование) иностранных товаров внутри территории опережающего социально-экономического развития, реэкспортный вывоз товаров (оборудования) при создании зоны таможенного контроля и применении процедуры свободной таможенной зоны по согласованию с Бурятской таможней;
привлечение на работу иностранных граждан без учета квот по согласованию с Наблюдательным советом территории опережающего социально-экономического развития;
срок проведения экологической экспертизы проектной документации не более 45 суток.
Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа "Байкальская гавань" создана в 2007 году
постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2007 N 68 (далее - ОЭЗ "Байкальская гавань"). Она расположена в Прибайкальском районе Республики Бурятия на берегу оз. Байкал и включает пять участков общей площадью 3,6 тыс. га - "Турка", "Пески", "Гора Бычья", "Бухта Безымянная", "Горячинск". Все участки объединены общей концепцией развития и размещения туристических объектов. В настоящее время резидентами ОЭЗ "Байкальская гавань" являются 5 компаний с общим объемом инвестиций 35,1 млрд. руб., планируется создание более 2100 новых рабочих мест.
Резидентам ОЭЗ "Байкальская гавань" предусмотрены следующие преференции:
льготы по налогу на прибыль, зачисляемому в республиканский бюджет: ставка налога на прибыль организаций устанавливается в размере 15,5% в течение 10 лет с момента получения статуса резидента;
освобождение от уплаты по налогу на имущество в течение 10 лет с момента постановки на учет имущества и по транспортному налогу - в течение 5 лет с момента получения статуса резидента;
сниженная арендная плата за земельный участок.
В соответствии с
Законом Республики Бурятия от 14.03.2007 N 2073-III "О зонах экономического благоприятствования в Республике Бурятия" в республике предусмотрено создание зон экономического благоприятствования промышленно-производственного, технико-внедренческого, транспортно-логистического типа.
В настоящее время в республике создано 11 зон экономического благоприятствования, в том числе 7 - туристско-рекреационного типа в городах Улан-Удэ и Северобайкальск, Северо-Байкальском, Тункинском, Иволгинском, Заиграевском, Селенгинском районах, 4 - промышленно-производственного типа в городах Улан-Удэ и Гусиноозерск, Заиграевском и Северо-Байкальском районах.
Резидентам зон экономического благоприятствования предусмотрены следующие преференции:
льготы по налогу на прибыль, зачисляемому в республиканский бюджет: ставка налога на прибыль организаций устанавливается в размере 13,5% в течение 5 лет с момента получения статуса резидента;
освобождение от уплаты налога на имущество организаций в течение первых 5 лет с момента постановки на учет имущества;
льготы по земельному налогу на срок до 5 лет в соответствии с решением органа местного самоуправления в Республике Бурятия.
КонсультантПлюс: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Республики Бурятия от 27.12.2021 имеет номер 1907-VI, а не 1907-V, наименование "Об инвестиционной деятельности в Республике Бурятия и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Бурятия", а не "Об инвестиционной деятельности в Республике Бурятия".
Кроме того, в Республике Бурятия действуют законы, регламентирующие различные механизмы и меры государственной поддержки инвестиционной деятельности, в том числе законы Республики Бурятия от 27.12.2021
N 1907-V "Об инвестиционной деятельности в Республике Бурятия", от 26.11.2002
N 145-III "О некоторых вопросах налогового регулирования в Республике Бурятия, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации", от 07.03.2013
N 3175-IV "О технопарках в Республике Бурятия", от 07.05.2016
N 1734-V "О промышленной политике в Республике Бурятия", от 08.12.2017
N 2742-V "О развитии биофармацевтического производства в Республике Бурятия", от 21.12.2006
N 2028-III "Об инновационной деятельности в Республике Бурятия", подзаконные нормативные правовые акты о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, о концессионных соглашениях, о присвоении статуса регионального инвестиционного проекта, о защите и поощрении капиталовложений.
3.3. Характеристика трудовых ресурсов и качества образования.
Население республики по состоянию на 1 января 2023 года, по предварительной оценке, составило 975,2 тыс. чел. Более 40,0% населения проживает в сельской местности, наиболее заселены центральные районы республики.
Численность трудовых ресурсов по итогам 2021 года составила 564,0 тыс. чел., из них 94,0% - трудоспособное население, 5,0% - лица старше трудоспособного возраста и подростки, 1,0% - иностранные трудовые мигранты.
Численность рабочей силы в возрасте 15 лет и старше за 2021 год составила 432,8 тыс. чел., или 77,0% от численности трудовых ресурсов республики.
Численность занятых в экономике по итогам 2021 года составила 391,5 тыс. чел. Основная доля занятых сложилась в следующих отраслях экономики:
в торговле оптовой и розничной - 14,5%;
в государственном управлении и социальном обеспечении - 12,5%;
в образовании - 12,3%;
в обрабатывающих производствах - 11,7%;
в транспортировке и хранении - 8,4%;
в здравоохранении и социальных услугах - 7,7%;
в сельском и лесном хозяйстве - 6,1%.
Состав занятого населения по уровню образования выглядит следующим образом: 35,2% имеют высшее образование, 43% - среднее профессиональное, 16% - среднее общее, 5,8 - основное общее или не имеют основного общего.
В Республике Бурятия достаточно развитая региональная система образования, достаточный потенциал вузовской и академической науки, в том числе:
29 организаций среднего профессионального образования, где ведется подготовка специалистов по 91 специальности и 38 рабочим профессиям. Численность обучающихся составляет порядка 28,0 тыс. чел., по рабочим профессиям - 6,0 тыс. чел. Все учреждения имеют возможность реализовывать программы профессионального обучения и дополнительного образования, что позволяет восполнить потребность экономики по ряду рабочих профессий, востребованных отраслевым заказом;
5 образовательных организаций высшего образования, в которых обучаются порядка 20,0 тыс. студентов в год по 165 направлениям. Подготовка в вузах осуществляется в соответствии с государственным заданием на подготовку кадров и с учетом потребностей в специалистах с высшим образованием как для Республики Бурятия, так и для регионов Сибири и Дальнего Востока;
7 научных учреждений Сибирского отделения Российской академии наук, региональной спецификой развития которых является их гуманитарная и природно-ориентированная направленность. Большая часть проводимых изысканий связана с изучением природной территории республики и ее ресурсного потенциала, а также с изучением истории, культуры и экономики. Потенциал научных кадров распределяется по отраслям науки следующим образом: естественные науки - более 50,0% исследователей; сельскохозяйственные науки - 20,0%; гуманитарные науки - 20,0% исследователей; технические и медицинские науки - в совокупности 5,0% научных специалистов.
Ежегодно по программам среднего профессионального образования выпускается порядка 4,2 тыс. квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, по программам высшего профессионального образования - 4,1 тыс. чел.
Общая численность профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования, расположенных на территории Республики Бурятия, по итогам 2021 года составляет 1213 чел., из них ученую степень доктора наук имеют 160 чел. (13,2%), кандидата наук - 789 чел. (65,0%). Общий процент "остепененности" составляет 78,2%.
В 2020 году открыт Центр опережающей профессиональной подготовки, на базе которого внедрены программы профессионального обучения по наиболее востребованным и перспективным профессиям. Центром заключены договоры со всеми управлениями образования муниципальных районов и городских округов.
В целях поддержки и формирования наиболее передовой инфраструктуры для исследований и разработок в Республике Бурятия будет создан Межвузовский кампус мирового класса "Байкал" (город Улан-Удэ), который даст новые возможности для повышения уровня научно-исследовательской работы и качества образования.
3.4. Приоритетные направления инвестиционного развития Республики Бурятия.
Приоритетными направлениями инвестиционного развития Республики Бурятия являются:
1) реализация инвестиционных проектов в приоритетных отраслях, развиваемых в республике в соответствии со
Стратегией социально-экономического развития Республики Бурятия до 2035 года, Национальной программой социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, в том числе:
проектов в сфере туризма, добывающей промышленности, авиастроении, машиностроении, металлообработке и электронике, лесопромышленном и агропромышленном комплексах, строительном, транспортно-логистическом и энергетическом секторах, сервисной и креативной индустриях;
инвестиционных и инновационных проектов с размещением на территории ТОР "Бурятия", ОЭЗ "Байкальская гавань", зон экономического благоприятствования, технопарков;
проектов с применением государственно-частного и муниципально-частного партнерства, в том числе концессии;
2) развитие инвестиционной системы на уровне республики, в том числе через сокращение и упрощение процедур для ведения бизнеса, сокращение административных барьеров и совершенствования институтов в сфере инвестиционного развития в Республике Бурятия (фонды, инвестиционные площадки, центры развития и поддержки малого и среднего предпринимательства);
3) институциональная поддержка через развитие территорий опережающего развития с режимом Свободного порта Владивосток, развитие особой экономической зоны, зон экономического благоприятствования, кластеров, промышленных парков и технопарков;
4) повышение доступности энергетической, транспортной, коммуникационной и социальной инфраструктуры;
5) развитие внешнеэкономической деятельности и экспорта;
6) развитие молодежного предпринимательства;
7) формирование механизмов профессиональной подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями экономики республики.
3.5. Новые инновационные отрасли экономики в Республике Бурятия.
Инновационное развитие Республики Бурятия в первую очередь связано:
с созданием и реализацией проектов в сфере биофармтехнологий на основе научных исследований и запатентованных разработок, включая производство по изготовлению лекарственных препаратов (препараты растительного происхождения, пищевые БАДы, оздоровительные средства, гели, масла, биополимерные матрицы, экспресс-гемотесты и др.), в том числе с использованием восточной рецептуры из экологически чистого растительного сырья. Разрабатываемые лекарственные препараты и медицинские изделия обеспечат развитие сектора оздоровительного туризма. Центрами компетенции по данному направлению являются научно-исследовательские организации, образовательные учреждения и производственные предприятия республики с участием Центра восточной медицины Республики Бурятия и малых инновационных предприятий высших учебных заведений республики. В федеральном государственном бюджетном учреждении науки "Бурятский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук" ведутся значимые научные исследования в области тибетской медицины, в его фондах имеется крупнейшее в мире собрание трактатов по тибетской медицине, а также более 50 видов разработанных лекарственных препаратов;
с разработкой и внедрением инновационных "зеленых" технологий в приоритетных отраслях экономики, прежде всего в туристско-рекреационном, агропромышленном, добыче полезных ископаемых, лесопромышленном, транспортно-логистическом, строительном, энергетическом секторах;
с преобразованием приоритетных отраслей экономики и социальной сферы посредством внедрения IT-технологий, цифровых технологий и платформенных решений.
3.6. Развитие традиционных отраслей экономики Республики Бурятия.
Традиционными отраслями экономики Республики Бурятия, вносящими наибольший вклад в валовой региональный продукт (далее - ВРП), являются:
промышленность (доля в ВРП в 2020 году - 22,0%);
оптовая и розничная торговля (доля в ВРП - 11,7%);
транспортировка и хранение (доля в ВРП - 9,4%);
строительство (доля в ВРП - 6,5%);
сельское хозяйство (доля в ВРП - 4,2%).
Развитие промышленности связано в первую очередь с динамикой спроса на продукцию предприятий машиностроения и металлообработки (гражданская и военная авиационная техника, металлоконструкции для строительства мостов, производство и ремонт железнодорожной техники и производство комплектующих изделий для нее, электротехнические изделия, запасные части для горного оборудования), организаций добывающей промышленности (золото, уголь, уран, кварциты, нефрит, вольфрам, молибден, цинк, сырье для производства строительных материалов).
Интенсивно в республике развиваются перерабатывающие отрасли, это прежде всего пищевая и перерабатывающая промышленность, деревообрабатывающий комплекс и целлюлозно-бумажное производство. Высокий потенциал имеет легкая промышленность, которая представлена в основном малым и средним бизнесом - это производство валяной обуви, производство трикотажных и швейных изделий, организация переработки шерсти с последующим производством готовой продукции. Перспективным направлением является развитие биофармтехнологий, что связано с богатой ресурсной базой.
Развитие производства строительных материалов обусловлено в первую очередь потенциалом развития жилищного, промышленного и гражданского строительства на территории республики, а также Восточной Сибири и Дальнего Востока, возможностью экспортных поставок строительных материалов в Монголию и Китай.
Особо важным для Республики Бурятия является развитие агропромышленного комплекса, порядка 70,0% продукции которого в настоящее время дает животноводство. Приоритетными направлениями здесь являются развитие мясного и молочного хозяйства, развитие племенного животноводства для улучшения продуктивности сельскохозяйственных животных, развитие малых форм хозяйствования на селе. Основными направлениями в растениеводстве являются производство зерновых культур (пшеница, овес, ячмень, рожь), овощей и картофеля. Производственный потенциал агропромышленного комплекса республики позволяет в перспективе рассчитывать на производство органической продукции. Кроме того, развитие сельского хозяйства в республике косвенно связано с индустрией туризма.
Развитие строительной отрасли Республики Бурятия ориентировано прежде всего на реализацию национальных проектов, федеральных и республиканских государственных программ,
Плана социального развития центров экономического роста Республики Бурятия ("Дальневосточная субсидия"), повышение уровня обеспеченности населения жильем, увеличение качественного и доступного жилья.
Оценка развития вышеуказанных отраслей осуществляется в соответствии со Стратегией социально-экономического развития на период до 2035 года, прогнозом социально-экономического развития Республики Бурятия по следующим показателям:
объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг;
численность занятых в экономике;
объем инвестиций в основной капитал.
3.7. Отрасли экономики, в которых планируются к реализации инвестиционные проекты на территории Республики Бурятия.
Перечень отраслей экономики, имеющих приоритетное значение в развитии Республики Бурятия для инвестирования, в том числе с использованием механизма государственно-частного партнерства, концессии, соглашений о защите и поощрении капиталовложений в Республике Бурятия, отражены в
Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2035 года, утвержденной Законом Республики Бурятия от 18.03.2019 N 360-VI, Национальной
программе социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.09.2020 N 2464-р.
Кроме того, на территории Республики Бурятия реализуются Республиканская адресная инвестиционная программа, президентская дальневосточная "Единая субсидия", программа "Дальневосточная концессия". Средства направляются на реконструкцию и строительство социально важных объектов республики, разработку проектной документации, на благоустройство дворовых территорий республики в рамках проекта "1000 дворов".