РЕЗОЛЮЦИЯ круглого стола на тему:«Растительное сырье от выращивания до экспорта. Масштабирование успешного опыта бурятских производителей»

 

РЕЗОЛЮЦИЯ

круглого стола на тему:«Растительное сырье от выращивания до экспорта. Масштабирование успешного опыта бурятских производителей»

 

г. Улан-Удэ

13 ноября 2019 года

 

Заслушав и обсудить информацию, участников Круглого стола в лице представителей  органов законодательной и  исполнительной власти компаний производителей  и общественных организаций республики, пришли к выводу о нижеследующем:

  • существующая нормативно-правовая база имеет ряд пробелов, устранение которых может создать более благоприятные условия для развития отрасли лекарственного растениеводства республики,
  • отсутствие в Министерстве природы Республики Бурятия нормативной регламентации порядка выдачи разрешений на добывание объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Республики Бурятия, исключает возможность их добывания в целях проведение научных исследований для дальнейшего воспроизводства таких растений,
  • отсутствие механизмов государственной поддержки фермеров (КФХ) и производителей в сфере лекарственного растениеводства на федеральном и региональном уровнях. Фермеры, занимающиеся выращиванием лекарственных растений, не могут воспользоваться даже субсидиями в рамках мер господдержки сельскохозяйственного товаропроизводителя, так как по 79 распоряжению Правительства РФ от 25.01.2017г., их продукция не относится к сельскохозяйственной продукции. На региональном уровне аналогичная ситуация -  в постановлении Республики Бурятия № 178 от 05 апреля 2013 лекарственные растения не входят в перечень с/х культур (приложение №3 Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета на поддержку отрасли растениеводства),
  • отсутствие квалифицированных кадров на всех уровнях, особенно грамотных специалистов-агрономов в области лекарственного растениеводства,
  • острый дефицит специалистов по первичной и вторичной переработке лекарственного сырья,
  • недостаток востребованных научных работ из-за отсутствия связи наука-образование-производство-рынок,
  • слабо развитая инфраструктура для освоения залежных земель (водо-, энерго- обеспечение), 
  • отсутствие средств механизации и как результат – низкая производительность труда,
  • отсутствие оборудования, инновационных технологий по культивированию лекарственных растений, борьбы с сорняками, первичной и вторичной переработке лекарственного сырья,
  • отсутствие финансовых вливаний в отрасль, как со стороны государства, так и инвесторов в виду высоких рисков, отсутствия опыта и убедительных статистических данных экономической целесообразности промышленного выращивания,
  •  отсутствие механизмов мотивирования и привлечения инвестиций городского населения в развитие сельских территорий,

 

С целью дальнейшего развития лекарственного растениеводства и масштабирования успешного опыта производителей в Республике Бурятия, участники круглого стола решили рекомендовать:

1. Правительству Республики Бурятия совместно с Народным Хуралом РБ разработать отдельный региональный закон, стимулирующий развитие лекарственного растениеводства в республике, в котором предусмотреть субсидии на освоении земель, мелиорацию, приобретение оборудования – с/х машин, очистительной техники, сушилок, упаковочных машин, ГСМ и т.д.

2.Правительству Республики Бурятия:

2.1. рассмотреть возможность государственного финансирования НИОКР по разработке агротехнологии производства  лекарственно-технического сырья,  определению перспективных видов  лекарственного сырья по хозяйственно важным признакам: содержанию биологически активных веществ, продуктивности, засухоустойчивости, зимостойкости, морозоустойчивости, и др. показателей.

2.2. рассмотреть возможность субсидирования из республиканского бюджета  части стоимости  специализированной техники для производства и первичной обработки  лекарственно-технического сырья (комплект оборудования  около 10 млн.руб).

2.3. заложить финансовые средства на отработку проектной модели инвестиционного проекта на принципах ГЧП в бюджет Республики Бурятия на 2020 год в размере не менее 10 млн. руб.

3. Министерству сельского хозяйства и продовольствия РБ:

3.1. внести изменения в постановление Республики Бурятия (№ 178 от 05 апреля 2013 с изменениями на 19 июня 2019 года) об утверждении порядков предоставления субсидий из республиканского бюджета на поддержку агропромышленного комплекса Республики Бурятия, п.3. Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета на поддержку отрасли растениеводства (приложение N 3);

3.2. в целях вовлечения большего числа фермеров и населения Республики Бурятия в лекарственное растениеводство, для увеличения объёмов производства лекарственного сырья соответствующего качества, разработать и реализовать меры возможной государственной поддержки на всех уровнях.

3.3. разработать перечень перспективных культур, экономически целесообразных для выращивания в данных природно-климатических условиях, имеющих спрос на рынке (на основе реальных заявок от заказчика с указанием объёмов и требований к качеству сырья, договоров на реализацию продукции или хотя бы намерения о сотрудничестве).

4. Министру по инвестициям РБ  совместно с Фондом регионального развития:

4.1.  с целью отработки проектной модели господдержки фермеров в формате «одного окна», разработать и реализовать инвестиционный проект по выращиванию и высокотехнологичной переработке растительного лекарственного сырья на принципах государственно-частного партнёрства (далее ГЧП). Для начала, хотя бы по 2-4 культурам.

4.2.  разработать типовой бизнес-план для предпринимателей и начинающих фермеров для организации бизнеса по выращиванию лекарственных растений и плодово-ягодных садов на «дальневосточном гектаре».

4.3. составить дорожную карту возможной господдержки по принципу «одного окна» от разработки бизнес плана до создания экспорто-ориентированной продукции  и её реализации.

5. Министерству природы Республики Бурятия - в целях реализации возможности проведения научных исследований, направленных на охрану и воспроизводства объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Республики Бурятия разработать нормативно-правовые документы по регулированию порядка выдачи разрешений на добывание объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Республики Бурятия.

6. Министерству имущественных и земельных отношений совместно с главами МО Республики Бурятия – составить дорожную карту выделения земель под реализацию перспективных, действующих  проектов  отрасли лекарственного растениеводства республики,

Участники круглого стола рекомендуют направить настоящую резолюцию в органы исполнительной и законодательной власти Республики Бурятиядля ознакомления и использования с целью принятия решений.

Настоящая резолюция является открытой для использования в средствах массовой информации.