1 апреля 2020 в силу вступил Федеральный закон «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации». Закон направлен на создание «предсказуемых и благоприятных условий» для ведения бизнеса и потому предоставляет ряд преференций организациям, реализующим инвестиционные проекты.
Предмет регулирования закона - осуществление инвестиций на основании соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК).
СЗПК – это соглашение между РФ и/или ее субъектами и организацией, реализующей проект, положения которого должны гарантировать стабильность условий реализации проекта и устанавливать взаимные права, обязанности и ответственность каждой из сторон соглашения. Организацией, реализующей проект, может быть российское юридическое лицо, в том числе проектная компания – организация, специально созданная для реализации инвестиционного проекта. При этом в качестве инвестора могут выступать как российские физические и юридические лица, так и иностранные инвесторы.
Решаются две задачи, во-первых, создание неизменных (на фиксированный период) условий через «стабилизационную оговорку», в отношении землепользования, градостроительной деятельности, налогов.
Во-вторых, снятие инфраструктурных ограничений через внедрение механизма возмещения затрат инвесторов на развитие инфраструктуры в объеме уплаченных налогов.
Возмещение следующих затрат за счет средств федерального или регионального бюджета возможно согласно данного ФЗ:
на создание (строительство), модернизацию и/или реконструкцию объектов обеспечивающей и/или сопутствующей инфраструктур, необходимых для реализации инвестпроекта, в т. ч. на реконструкцию объектов инфраструктуры, находящихся в государственной (муниципальной) собственности;
на уплату процентов по кредитам и займам, купонного дохода по облигационным займам, привлеченным для создания (строительства), модернизации и/или реконструкции объектов.
Однако, хотелось бы отметить довольно-таки длительные сроки 5 лет- для возмещения затрат на строительство обеспечивающей инфраструктуры и 10 лет на возмещения – сопутствующей. При этом установлен предельный объем возмещаемых затрат: не более 50% фактически понесенных затрат – для объектов обеспечивающей инфраструктуры и не более 100% фактически понесенных затрат – для объектов сопутствующей инфраструктуры.
Под капиталовложениями этот ФЗ понимает:
Вложенные в инвестиционный проект денежные средства проектной компании, предоставленные ей инвестором (инвесторами) в качестве взносов в уставный (складочный) капитал и/или вкладов в имущество проектной компании.
Вложенные в инвестиционный проект денежные средства иной организации, реализующей проект.
Средства, предоставленные организации, реализующей проект, ее инвестором (инвесторами) в качестве пожертвований, относится только к проектам из следующих сфер – здравоохранение, образование, культура, физическая культура и спорт.
Важно отметить, что заемные денежные средства и денежные средства полученные из бюджетной системы, а так же денежные средства, полученные от госкомпании или с госучастием, подлежащие казначейскому сопровождению не в входят в понятие капиталовложений.
Значение объема капиталовложений важно при определении «порога», по которому может заключаться СЗПК в отношении нового инвестиционного проекта.
Если стороной при заключении СЗПК является субъект РФ то объем капиталовложений организации должен находится в диапазоне 200 млн, но не более 1 млрд рублей;
Если город Федерального значения Москва или Санкт-Петербург – 200 млн рублей;
Если в соответствии с СЗПК стороной является Российская Федерация объем капиталовложений организаций:
В области культуры, спорта, здравоохранения и образования объем инвестиций должен быть не менее 250 млн руб.,
в сфере сельского хозяйства, цифровой экономики, а также экологии — от 500 млн руб
сфере обрабатывающего производства сумма должна составлять не менее 1,5 млрд руб., а в других отраслях — от 5 млрд руб
Новые инвестпроекты из следующих сфер и видов деятельности не подпадают под действия закона:
игорный бизнес;
производство табачных изделий, алкогольной продукции, жидкого топлива (кроме жидкого топлива из угля, а также на установках вторичной переработки нефтяного сырья согласно Перечню Правительства РФ);
добыча сырой нефти и природного газа, в т. ч. попутного нефтяного газа (кроме сжижения природного газа);
оптовая и розничная торговля;
деятельность финансовых организаций, поднадзорных ЦБ (кроме выпуска ценных бумаг для финансирования инвестпроекта);
строительство (модернизация, реконструкция) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), а также жилых домов.
Общие правила, порядок заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений и его типовую форму утверждает Правительство РФ.
Законопроект, а также подготовленные в рамках его разработки поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы Российской Федерации и иные нормативные правовые акты направлены на решение таких задач как создание правовой основы для системной и комплексной работы по поддержке вложения инвестиций частными инвесторами и в качестве платформенного механизма закрепления юридически значимых договоренностей между публично-правовыми образованиями и организациями, реализующими проекты
Закон № 69-ФЗ регламентирует:
полномочия органов государственной власти РФ, органов госвласти регионов и местного самоуправления в сфере защиты и поощрения капиталовложений;
информационное обеспечение инвестиционной и хозяйственной деятельности – создание общероссийской инфосистемы «Капиталовложения» и Реестра соглашений о защите и поощрении капиталовложений;
порядок выдвижения частной проектной инициативы;
предмет и условия соглашения о защите и поощрении капиталовложений ;
порядок заключения, изменения и расторжения соглашения;
ответственность за нарушение условий соглашения.
У инвесторов появилась возможность нивелировать риск влияния изменений части законодательства на вновь реализуемые инвестиционные проекты, а так же рассчитывать на возмещение расходов связанных со строительством инфраструктуры. Прочтение и изучение этого очень детального и емкого закона (более 100 страниц) наталкивает на мысль, что данный проект подходит в основном тем компаниям, которые точно уверены в сроках реализации собственного проекта, а так же, в основном, полагаются на собственные средства для финансирования новых инвестиционных проектов. Если рассматривать направления в Республике Бурятия, которым больше всего подходит данный закон, в первую очередь, я бы отметила, надеюсь, будущие проекты в области лесопереработка. Пока рано говорить о реальном эффекте закона, так как даже не все подзаконные акты приняты на настоящий момент, но предоставление инвесторам гарантии и защиты прав при реализации инвестиционных проектов должно положительно сказаться на инвестиционной климате, а сам механизм СЗПК может стать эффективным способом привлечения инвестиций в экономику Республики Бурятия» - комментирует министр по инвестициям Республики Бурятия Дарья Вадимовна Архинчеева.