«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Республики Бурятия на уровне ruBBB+

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Бурятия на уровне ruBBB+. Прогноз по рейтингу – стабильный.

Республика Бурятия (далее – регион, республика) входит в состав Дальневосточного федерального округа Российской Федерации. Площадь территории республики составляет 351 тыс. кв. км, административный центр – г. Улан-Удэ. Экономика региона является высокодиверсифицированной, её ключевыми секторами выступают оптовая и розничная торговля, транспортировка и хранение, а также обрабатывающие производства. Наибольший вес в составе обрабатывающих производств приходится на производство прочих транспортных средств и оборудования, пищевых продуктов, производство бумаги и бумажных изделий.

Социально-экономическое положение республики оценивается агентством сдержанно. Объем ВРП региона за 2019 год (далее – отчетный год) оценивается в сумме 239 млрд руб., что в сопоставимых ценах на 1,7% выше, чем в 2018 году. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) региона по итогам 2019 года составил, по оценке, 50,7 млрд руб., что в 1,6 раза больше, чем 2018 году, а за последние 3 года (2017-2019 гг.) эти инвестиции формировали 16,8% ВРП. В отчетном году основными ориентирами для инвестиций стали проекты в сфере транспортно-логистического комплекса, энергетики, добычи полезных ископаемых, сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности. Развитие отрасли добычи полезных ископаемых имеет важное значение для промышленности республики. Регион располагает значительной сырьевой базой урана (Хиагдинское рудное поле), запасами бурого и каменного угля (Тугнуйский угольный разрез), свинца и цинка (24% и 48% балансовых запасов РФ), освоение последних в полной мере планируется начать к 2024 году после ввода в эксплуатацию горно-обогатительного комбината на Озерном месторождении полиметаллических руд, инвестиции в создание которого оцениваются в размере 77,5 млрд руб. Наряду с этим в регионе осуществляется золотодобыча, перспективы дальнейшего развития которой связаны с необходимостью проведения геологоразведочных работ. Помимо этого, в 2020 году в республике начнется добыча флюорита (плавикового шпата) на Эгитинском месторождении, запасы которого составляют около 16% от общероссийских.

Численность населения региона по состоянию на 01.01.2020 (далее – отчетная дата) составила, по оценке, 986,1 тыс. чел. За последние 5 лет численность увеличилась на 7,6 тыс. чел., а на сдерживание оттока населения и увеличение рождаемости оказывают влияние меры социальной поддержки, предусмотренные для Дальнего Востока и ставшие доступными после вхождения региона в Дальневосточный федеральный округ. Давление на рейтинговую оценку оказывает уровень безработицы, который в отчетном году составил по республике 9,2% (по МОТ), что на 0,1 п. п. ниже уровня 2018 года. Демографическая нагрузка в республике в последние годы остается на достаточно высоком уровне, на отчетную дату ее значение составило 0,825. Средняя заработная плата в регионе в отчетном году была на уровне 39 тыс. руб., что выше уровня 2018 года на 1,4 % в реальном выражении.

Регион, как и ранее, характеризуется низкой собственной бюджетной обеспеченностью. По итогам отчетного года доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в общей структуре доходов республиканского бюджета составила 39,5%. В отчетном году объем безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ в бюджете региона составил 43,2 млрд руб. или 60,5% доходов бюджета республики, что на 39,9% больше, чем в 2018 году. Наибольший рост показали субсидии, доля которых в трансфертах из других бюджетов составляет 21,9%, увеличившиеся в отчетном году более, чем в 2 раза, в связи с выделением субсидий на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в дошкольных образовательных учреждениях, новых мест в общеобразовательных организациях, в частности, для ликвидации третьей смены обучения. Также значительный рост продемонстрировали иные межбюджетные трансферты, имеющие долю в структуре трансфертов в размере 17,8%, объем которых увеличился в 4 раза. Увеличение объема иных межбюджетных трансфертов было обусловлено передачей бюджету региона средств на реализацию мероприятий плана социального развития центров экономического роста, расположенных на территории республики, в связи с её вхождением в состав Дальневосточного федерального округа, которые составили 47,1% иных межбюджетных трансфертов, а также на реализацию национальных проектов.

Увеличение объемов поддержки бюджета региона со стороны вышестоящего бюджета, а также рост поступлений ННД в отчетном году (+8,4%) обеспечили существенный прирост совокупных доходов бюджета на 25,3% по сравнению с предыдущим годом. В структуре ННД региона преобладающее место в отчетном году сохранили за собой налог на прибыль организаций (28,4%) и налог на доходы физических лиц (36,2%), а также налог на имущество организаций (12,1%) и акцизы (10,7%). Рост поступлений ННД в отчетном году был обеспечен увеличением поступлений по налогу на прибыль организаций (+16,9%) и по акцизам (25,7%). Налог на прибыль организаций показал прирост в связи с увеличением поступлений от крупнейших налогоплательщиков республики, в том числе от организаций промышленности и железнодорожного транспорта. Прирост по акцизам был обусловлен увеличением поступлений доходов на нефтепродукты и крепкую алкогольную продукцию, распределяемых в централизованном порядке, за счет увеличения нормативов их зачисления в бюджеты субъектов РФ, в том числе в целях частичной компенсации выпадающих доходов региональных бюджетов в результате изменений федерального законодательства по исключению движимого имущества из объектов налогообложения. Налоговая база региона по-прежнему характеризуется умеренно диверсифицированной структурой налогоплательщиков, на долю крупнейшего в отчетном году пришлось 8,3% налоговых доходов бюджета.

Также в отчетном году наблюдался существенный рост расходов регионального бюджета, которые увеличились по сравнению с 2018 годом на 24,8%. Структура расходов региона, как и ранее, характеризуется социальной направленностью, а наибольшие доли в составе расходов в отчетном году приходились на образование и социальную политику в размере 29,4% и 22,6% соответственно, а также на национальную экономику – 14,8% всех расходов. Наибольший прирост расходов отмечается по секторам: образование (+45,4%), национальная экономика (+33,8%), здравоохранение (+24,7%). Агентство позитивно оценивает гибкость расходной части бюджета республики, учитывая, что доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в 2017-2019 гг. составляла в среднем 13,3%.

Сбалансированность бюджета республики в отчетном году оценивается агентством позитивно. Исполнение бюджета было практически бездефицитным (-0,1% ННД), как и годом ранее, хотя изначально планировался дефицит в размере 2,6 млрд руб. (-9,6% ННД). Параметры бюджета на 2020 год предусматривают плановый дефицит в размере 3,4 млрд руб. (-11,7% ННД), что в определенной степени обусловлено более высокими ожидаемыми темпами прироста расходов (+9,6%) в сравнении с темпами прироста доходов (+4,9%). На текущий момент при оценке уровня рейтинга агентство учитывает, что на фоне пандемии коронавируса бюджетный дисбаланс может увеличиться в течение этого года как вследствие появления дополнительных расходов в рамках реализации мер по стабилизации экономики и социальной поддержке населения, так и ввиду возможного сокращения объемов поступлений ННД, которые будут подвержены влиянию кризисных явлений в экономике. Это, в свою очередь, принимая во внимание сложившуюся кризисную ситуацию, может привести к увеличению уровня долговой нагрузки региона.

По состоянию на отчетную дату долговой профиль региона отличался низким уровнем долговой нагрузки, а отношение долга к ННД за 2019 год составило 44,0%. Структура долговых обязательств была преимущественно представлена банковскими кредитами – 80,1% от совокупного долга. На бюджетные кредиты от Минфина РФ и государственные гарантии приходилось 18,1% и 1,8% соответственно. В течение 2020 года планируется рост государственного долга на 27,1% до 15,5 млрд руб., который будет обеспечивать финансирование дефицита республиканского бюджета. Регионом будут привлекаться дополнительные объемы банковских кредитов, общая сумма которых может увеличиться к концу года на 13,5% до 11,2 млрд руб., а также планируется выпуск облигаций на сумму 2 млрд руб. Расходы на обслуживание государственного долга республики в отчетном году составили 1,8% ННД, при этом на горизонте ближайших 12 месяцев от 01.03.2020 погашению подлежит 55,2% долговых обязательств региона.

Ликвидность бюджета на рассматриваемом горизонте, по оценке агентства, будет поддерживаться на достаточном уровне благодаря как казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, так и остаткам денежных средств на счетах. Кроме того, регион, как и ранее будет иметь доступ к открытым кредитным линиям в коммерческих банках.

Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2019 года составил 71,4 млрд руб., объем расходов – 71,4 млрд руб.

  

Источник: https://www.raexpert.ru/