Государственно-частное партнерство в Республике Бурятия

Государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство - юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 13 июля 2015 года №  224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Механизм ГЧП является действенным механизмом реализации социально значимых и инфраструктурных проектов в республике.

В Республике Бурятия государственно-частное партнерство (ГЧП) признано одним из приоритетных направлений в сфере развития инвестиционной деятельности.

Стратегические ориентиры развития ГЧП в Республике Бурятия заложены в Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2020 года, Инвестиционной стратегии Республики Бурятия на период до 2020 года, Государственной программе Республики Бурятия «Экономическое развитие и инновационная экономика».

В республике создана необходимая нормативная правовая база в сфере ГЧП и концессии, в соответствии с которой Министерство экономики Республики Бурятия определено уполномоченным органом, ответственным за межведомственную координацию деятельности при реализации соглашений о ГЧП, определены республиканские органы власти по работе с ГЧП-проектами и концессиями, Республиканское агентство по государственным закупкам является ответственным органом по организационно-техническому и информационному сопровождению и проведению конкурсного отбора частного партнера (концессионера). Утверждены порядки и разграничены полномочия по подготовке, заключению и реализации соглашений о ГЧП, концессионных соглашений, определен порядок заключения соглашений с долгосрочными бюджетными обязательствами. Утвержден республиканский перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, в ряде муниципальных образований сформированы аналогичные муниципальные перечни.

В 2016 году принят республиканский закон, по которому концессионеры и частные партнеры по проектам республиканского уровня в социально значимых сферах освобождаются от уплаты налога на имущество, а также  льготируются по налогу на прибыль, применяя пониженную ставку 13,5% по региональной части (12,5% - с 2018 по 2020 годы), сроком на 10 лет.

Достаточно хорошо развита институциональная среда сферы ГЧП.

Подготовлены компетентные специалисты в органах исполнительной власти РБ, обладающие соответствующими знаниями, умениями и навыками. При поддержке Центра развития ГЧП проведены образовательные семинары на тему развития механизмов государственно-частного партнерства. За весь период, обучение на семинарах прошли более 200 государственных и муниципальных служащих.  Свыше 50 государственных и муниципальных служащих прошли повышение квалификации в сфере государственно-частного партнерства в обучающих институтах Москвы, Санкт-Петербурга, Улан-Удэ.

В части организационного обеспечения развития механизмов ГЧП выстроена система взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия в сфере ГЧП, в которой Министерство экономики РБ является координирующим органом (в структуре министерства выделен отдел, занимающийся вопросами развития ГЧП), отраслевые министерства и ведомства являются публичной стороной. Совет при Главе Республики Бурятия по государственной поддержке инвестиционной деятельности осуществляет функции по принятию решений по целесообразности реализации проектов ГЧП. В функции Фонда регионального развития Республики Бурятия входит подготовка инвестиционных проектов, основанных на принципах ГЧП.

Проекты в ГЧП:

  • Основной массив проектов реализуется в муниципальных образованиях. В настоящее время осуществляется 90 проектов в 19 муниципальных образованиях республики в сфере ЖКХ, электроснабжения, туризма, культуры, образования, автодорожной инфраструктуры, развития застроенных территорий. В основном это концессионные проекты в сфере ЖКХ.
  • Кроме проектов ЖКХ, в г. Улан-Удэ реализуются 4 проекта по реконструкции объектов историко-культурного назначения, проект по организации дошкольного образовательного учреждения, 10 проектов по развитию застроенных территорий.
  • В сфере электроснабжения реализуется проект по реконструкции и модернизации объектов электроснабжения в Баунтовском районе, в Мухоршибирском районе заключено концессионное соглашение по созданию и реконструкции объектов электросетевого комплекса п. Саган-Нур.
  • В Селенгинском районе на условиях концессии осуществляется проект по передаче в концессию детского лагеря «Уголек», в г. Гусиноозерск с 2009 года идет реализация проекта по реконструкции Центра досуга на условиях концессии. В Курумканском районе реализуется проект по передаче в концессию базы отдыха на источнике Кучигер. В Окинском районе в 2017 году передано в концессию здание автовокзала.

Финансирование проектов ГЧП

В целях привлечения финансовых ресурсов, необходимых для реализации проектов государственно-частного партнерства, осуществляется взаимодействие с ведущими российскими институтами развития - ГК «Внешэкономбанк», АО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона», Центр развития ГЧП.

Кроме того, проводится работа с крупными коммерческими банками по привлечению средств на реализацию проектов ГЧП. В рамках подписанных соглашений о сотрудничестве и взаимодействии отрабатывается возможность участия в проектах ГЧП Сбербанка России, Группы ВТБ, Внешэкономбанка, Газпромбанка.

В рейтинге российских регионов по уровню развития государственно-частного партнерства Республика Бурятия по итогам 2017 года занимает 26 место.