Государственно-частное партнерство

Команда

НПА

Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»

Закон Республики Бурятия № 2181-V от 20.12.2016 «О внесении изменений в статьи 2 и 8 Закона Республики Бурятия «О некоторых вопросах налогового регулирования в Республике Бурятия, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации»

Закон Республики Бурятия от 09.05.2018 № 3038-V «О внесении изменений в статью 8 Закона Республики Бурятия «О некоторых вопросах налогового регулирования в Республике Бурятия, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации»

Закон Республики Бурятия от 07.05.2016 № 1787-V «О признании утратившими силу Закона Республики Бурятия «О государственно-частном партнерстве в Республике Бурятия» и отдельных положений законодательных актов Республики Бурятия»

Постановление Правительства Республики Бурятия от 15.03.2016 № 93 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» на территории Республики Бурятия»

Постановление Правительства Республики Бурятия от 15.03.2016 № 94 «О реализации Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на территории Республики Бурятия»

Постановление Правительства Республики Бурятия от 23.06.2016 № 269 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 04.09.2014 № 423 «Об утверждении Порядка принятия решений Правительства Республики Бурятия о заключении государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных нужд на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств»

Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 05.07.2016 г. № 389-р «Об утверждении перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений»

«Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства. Лучшие практики.». Минэкономразвития России, 2016 г.

Исследование «Государственно-частное партнерство в России 2016–2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов» / Ассоциация «Центр развития ГЧП». – М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2016.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по развитию институциональной среды в сфере государственно-частного партнерства в субъектах РФ .PDF

Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации .PDF

Постановление от 3 октября 2013 г. № 514 "Об утверждении Положения об инвестиционном фонде Республики Бурятия" .doc

Закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Бурятия в связи с созданием Инвестиционного фонда Республики Бурятия .doc

Распоряжение Правительства РБ от 11.07.2017 №406-Р

Распоряжение Правительства РБ от 22.11.2019 №700-Р

Распоряжение Правительства РБ от 23.07.2020 №419-Р

Реализованные и реализуемые проекты

Региональный центр по хоккею в г. Улан-Удэ

Правительством Республики Бурятия 23.05.2019г. заключено Концессионное соглашение о строительстве и эксплуатации спортивного объекта «Региональный центр по хоккею в г. Улан-Удэ» на период финансирования 2019-2021 гг. (период эксплуатации 2022-2031 гг.), инвестором является ООО «Арена», которое в настоящее время разрабатывает проектно-сметную документацию по данному объекту.

Проектируемое здание многофункциональной ледовой арены располагается на пересечении улицы Маяковского и улицы Комсомольской в составе комплекса зданий физкультурно-спортивного комплекса Улан-Удэ. Сложный в плане объем спортивного комплекса обусловлен параметрами площадки, градостроительной ситуации и технологическим насыщением.

Здание ледовой арены дополняет ранее осуществленный ансамбль физкультурно-спортивного комплекса, состоящего из двух симметричных объемов ориентированный на замыкание проспекта 50 лет Октября.

Региональный центр по хоккею в г. Улан-Удэ

Предполагаемая предельная сметная стоимость строительства составляет 1 400,00 млн. рублей. Срок реализации с учетом эксплуатации составит с 2019 по 2031 год, количество создаваемых рабочих мест составит 54 единицы. Общее количество индивидуальных зрительских мест составит 2100+30 мест для людей с ограниченными возможностями.

Целью реализации данного инвестиционного проекта является организация спортивных соревнований, физкультурных мероприятий, тренировочного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы по различным видам спорта, предоставление услуг временного проживания, предоставление услуг питания, розничная и оптовая торговля спортивными товарами, проведение культурно-массовых, зрелищных мероприятий, направленных на популяризацию спорта, удовлетворение духовных, эстетических, интеллектуальных и иных потребностей населения в сфере культуры и досуга, а также иных сопутствующих мероприятий с использованием аудиовизуальных и других технических средств, предполагающих массовые скопления людей.

Непосредственно выполнено эскизное проектирование и размещение здания на участке строительства, определены основные технико-экономические параметры объекта, проведены инженерные изыскания - геодезические, геологические, экологические, проведены публичные слушания. Для формирования разрешительных документов и соответствующих постановлений, оформлены землеустроительные документы, подписаны договоры аренды на земельный участок.

К настоящему времени проектно-сметная документация прошла все этапы государственной экспертизы. Ведется строительство объекта.

Строительство Центра ядерной медицины в Республике Бурятия

В рамках концессионного соглашения «О создании и эксплуатации Центра ядерной медицины в Республике Бурятия», заключенного от 01.02.2019 г. с Республикой Бурятией ООО «Центр Ядерной медицины Улан-Удэ» (концессионер) создает в регионе ПЭТ-центр, включающий 2 ПЭТ-сканера и оснащенный централизованным производством радиофармацевтических препаратов (далее - РФП).

Стоимость проекта по основным технико-экономическим показателям будет составлять 1 038 млн. руб. (в том числе проектирование, строительство и оснащение объекта).

Проектирование, строительство и оснащение Центра ядерной медицины будет осуществляться за счет внебюджетных источников финансирования на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП).

Для строительства отведен земельный участок на территории ГБУЗ «Бурятский республиканский клинический онкологический диспансер» (2 150 м кв.).

В Центре ядерной медицины будет организовано проведение ежегодно до 7 355 исследований ПЭТ/КТ с применением широкой линейки радиофармацевтических препаратов: FDG (Фтордезоксиглюкоза), для ранней диагностиик и скрининга распространенности злокачественных новообразований любых локализаций (легкие, почки, желудок, кости и пр.); F- choline (Холин) – для диагностики злокачественных новообразований предстательной железы; FES (Фтор-эстрадиол) – для диагностики онкологии молочной железы; Rb-82 (Рубидий) – для диагностики заболеваний сердечно-сосудистой системы. ( с учетом исследований населению соседних регионов, платных услуг)

Услуги будут включаться в Тарифное соглашение об оплате медицинской помощи в сфере ОМС Республики Бурятия и оказываться населению на бесплатной основе. Помимо населения Республики Бурятия, услуги Центра будут оказываться населению соседних регионов по системе межтерриториальных расчетов ОМС.

Помимо обеспечения внутренних потребностей Центра и населения Республики Бурятия, создаваемое в рамках проекта централизованное производство РФП позволит осуществлять наработку и доставку радиофармпрепаратов в сторонние ПЭТ-центры Дальнего Востока, тем самым полностью покрыв потребность региона в препаратах для проведения ПЭТ-исследований. Таким образом, реализация проекта позволит создать крупнейший центр в сфере оказания ПЭТ-услуг и производства радиофармпрепаратов на Дальнем Востоке.

Отношение объемов расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации к численности населения, охваченного реализацией мероприятия, составляет 406,8 рублей на человека.

Отношение объемов расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации к рублю частных инвестиций в инвестиционные проекты, на содействие в реализации которых направлено мероприятие (1 рубль бюджетных средств к рублю частных инвестиций) – 1:1,81 руб.

В рамках дальневосточной субсидии для реализации проекта в 2019 году принято решение о выделении из федерального бюджета 400 млн. рублей в форме капитального гранта на финансирование создания объекта соглашения, включая строительство и оснащение объекта соглашения.

С начала реализации проекта разработана проектно-сметная документация, получены положительные заключения экспертизы. В настоящее время проект находится на стадии проведения строительно-монтажных работ.

Горный воздух

В рамках развития государственно-частного партнерства в Российской Федерации реализуется Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

С 1 января 2017 года в Республике Бурятия осуществляется работа согласно концессионному соглашению, заключенному 30 декабря 2016 года между Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия и ООО «Горный воздух», о реконструкции и эксплуатации имущественного комплекса и предоставлении социального обслуживания гражданам.

ООО «Горный воздух» является концессионером, осуществляет социальное обслуживание граждан в стационарной форме.

Объекты имущественного комплекса концессионного соглашения обеспечивают мощность 140 мест: 30 мест на коммерческой основе и 110 мест для граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании.

Проведение концессионером реконструкции и модернизации объектов соглашения позволяет пансионату для пожилых граждан достигать высокого уровня комфорта проживания. В течение двух лет осуществляется реконструкция переданных зданий, в том числе капитальный ремонт и модернизация оборудования и инвентаря для дальнейшей эксплуатации объекта по профильному назначению и предоставлению качественных социальных услуг. В течение первых пяти лет концессионер вкладывает объем инвестиций в размере не менее 6,0 млн. рублей.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия от 31.05.2017 №265 «Об утверждении порядка определения размера и выплаты компенсации поставщику или поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Республики Бурятия, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа)» ООО «Горный воздух» заключено соглашение о предоставлении субсидии в целях возмещения затрат в связи с предоставлением получателям социальных услуг, предусмотренных индивидуальными программами предоставления социальных услуг.

Привлечение частного инвестора в социальную сферу обладает следующими преимуществами:

Экономический и социальный эффект концессионного соглашения в сфере социальной инфраструктуры заключается в получении населением Республики Бурятия качественных услуг и высокого уровня обслуживания

Перечень завершенных проектов государственно-частного, муниципально-частного партнерства на территории Республики Бурятия

Перечень реализуемых проектов государственно-частного, муниципально-частного партнерства на территории Республики Бурятия

Перечни объектов, в отношении которых планируются к реализации проекты ГЧП на региональном и муниципальном уровнях

Перечень инвестиционных предложений по КС и объектов пригодных для ГЧП

Меры поддержки

«В целях создания благоприятных условий для привлечения инвесторов на реализацию проектов государственно-частного партнерства, на условиях концессии Законом Республики Бурятия от 26.11.2002 № 145-III (в ред. от 27.11.2020) «О некоторых вопросах налогового регулирования в Республике Бурятия, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации» определены налоговые льготы для концессионеров и частных партнеров.

В соответствии с данным законом концессионеры и частные партнеры по проектам республиканского уровня освобождаются от уплаты налога на имущество сроком на 10 лет, пониженной ставкой налога на прибыль, зачисляемого в республиканский бюджет, в размере 13,5 процента (12,5% - с 2018 по 2020 годы), можно воспользоваться до 2023 года.

Указанные льготы предоставляются в рамках концессионных соглашений или соглашений о ГЧП по объектам в сфере образования, культуры, спорта, социального обслуживания населения, здравоохранения, в том числе санаторно-курортного лечения, объектам, используемым для организации отдыха граждан и туризма, объектам коммунальной инфраструктуры, сферы обращения твердых коммунальных отходов, благоустройства территорий, а также объектам автомобильной инфраструктуры, морского и речного транспорта и инфраструктуры, воздушного транспорта и инфраструктуры, гидротехнических сооружений, объектам производства, переработки и хранения сельхозпродукции, мелиоративным системам, объектам охотничьей инфраструктуры, объектам сферы информационных технологий.

Постановление Правительства Республики Бурятия от 31.05.2017 № 265 (в ред. от 18.06.2020) «Об утверждении Порядка определения размера и выплаты компенсации поставщику или поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Республики Бурятия, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа)». В соответствии с данным постановлением частные партнеры и концессионеры могут дополнительно получать компенсации за оказание социальных услуг.

Закон Республики Бурятия от 08.05.2009 № 868-IV (ред. от 14.07.2020) «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Бурятия». В соответствии с данным Законом частные партнеры и концессионеры могут дополнительно получать государственную поддержку на реализацию проектов в сфере ГЧП.

Для проектов государственно-частного (муниципально-частного) партнерства в сфере спорта мерой поддержки является предоставление субсидии на создание объектов спорта в рамках государственно-частного (муниципально-частного) партнерства в соответствии с Приложением № 7 к постановлению Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 302 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта».

В 2019 году проект «Строительство и эксплуатация спортивного объекта «Региональный центр по хоккею в г. Улан-Удэ» на условиях концессии реализуется в рамках федерального проекта «Спорт – норма жизни» с софинансированием из средств федерального бюджета.

Одним из механизмов поддержки проектов государственно-частного партнерства является дальневосточная субсидия – это средства из федерального бюджета, которые направлены на строительство социальных объектов в центрах экономического роста регионов Дальневосточного федерального округа. В соответствии с правилами предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.2018 № 254, в рамках дальневосточной субсидии финансируются мероприятия, направленные на создание социальной инфраструктуры для обеспечения реализации новых инвестиционных проектов.

Решение о финансировании мероприятий принимается по итогам заседания Подкомиссии по вопросам реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока под председательством Ю.П. Трутнева.

В 2019 году было принято решение о выделении средств из федерального бюджета на предоставление капитального гранта в рамках концессионного соглашения на создание Центра ядерной медицины в Республике Бурятия в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Также концессионеры и частные партнеры могут воспользоваться иными мерами поддержки инвестиционной деятельности.

Государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство - юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны. Механизм ГЧП является действенным механизмом реализации социально значимых и инфраструктурных проектов в республике.

В Республике Бурятия государственно-частное партнерство признано одним из приоритетных направлений в сфере развития инвестиционной деятельности.

Стратегические ориентиры развития ГЧП в Республике Бурятия заложены в Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2035 года, Инвестиционной стратегии Республики Бурятия на период до 2020 года, Государственной программе Республики Бурятия «Экономическое развитие и инновационная экономика».

В республике создана необходимая нормативная правовая база в сфере ГЧП и концессии, в соответствии с которой Министерство экономики Республики Бурятия определено уполномоченным органом, ответственным за межведомственную координацию деятельности при реализации соглашений о ГЧП, определены республиканские органы власти по работе с ГЧП-проектами и концессиями, уполномоченные выступать от имени публичного партнера, Республиканское агентство по государственным закупкам является ответственным органом по организационно-техническому и информационному сопровождению и проведению конкурсного отбора частного партнера (концессионера). Фонд регионального развития является уполномоченной Правительством республики Бурятия организацией по сопровождению проектов в области государственно-частного партнерства. Совет при Главе Республики Бурятия по государственной поддержке инвестиционной деятельности осуществляет функции по принятию решений по целесообразности реализации проектов ГЧП.

Утверждены порядки и разграничены полномочия по подготовке, заключению и реализации соглашений о ГЧП, концессионных соглашений, определен порядок заключения соглашений с долгосрочными бюджетными обязательствами. Утвержден республиканский перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, в ряде муниципальных образований сформированы аналогичные муниципальные перечни.

В 2016 году принят республиканский закон, по которому концессионеры и частные партнеры по проектам республиканского уровня в социально значимых сферах освобождаются от уплаты налога на имущество сроком на 10 лет, пониженной ставкой налога на прибыль, зачисляемого в республиканский бюджет, в размере 13,5 процента (12,5% - с 2018 по 2020 годы), можно воспользоваться до 2023 года.

Подготовлены компетентные специалисты в органах исполнительной власти РБ, обладающие соответствующими знаниями, умениями и навыками. За весь период, обучение прошли более 200 государственных и муниципальных служащих. Свыше 50 государственных и муниципальных служащих прошли повышение квалификации в сфере государственно-частного партнерства в обучающих институтах Москвы, Санкт-Петербурга, Улан-Удэ.