Строительство Ледового дворца в г.Улан-Удэ

Пунктом 4 перечня поручений Президента Российской Федерации от 4 мая 2017 года №Пр-889 Правительству Российской Федерации совместно с Правительством Республики Бурятия поручено рассмотреть вопрос о строительстве Ледового дворца спорта в Республике Бурятия.

Размещение объекта планируется на территории физкультурно-спортивного комплекса г. Улан-Удэ. Земельный участок находится в республиканской собственности. Проект будет разработан с учетом единого архитектурного ансамбля физкультурно-спортивного комплекса г. Улан-Удэ и оптимальной функциональности объекта. Строительство будет осуществляться с привлечением средств федерального бюджета, республиканского бюджета, а также средств частного инвестора.

В целях ресурсного обеспечения реализации инвестиционного проекта, Министерством внесены изменения в Государственную программу Республики Бурятия «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики», в части включения раздела «Совершенствование условий для развития массового спорта на условиях ГЧП» с мероприятием - строительство «Ледовый дворец спорта в г. Улан-Удэ» на 2019-2020 г.г.

В Закон Республики Бурятия о республиканском бюджете на 2019 г. предусмотрены  расходы на разработку проектно-сметной документации в размере 60 млн. рублей.

                   Потенциальным инвестором ООО «Арена» (г.Барнаул), в порядке  частной концессионной инициативы представлено Предложение о реализации проекта строительства Ледового дворца с учетом требований регламента Высшей хоккейной лиги (ВХЛ группа А) с общим количеством индивидуальных зрительских мест - 2100. Двумя ледовыми полями размером 61х30м (основное) и 45х20м (тренировочное) и другими вспомогательными помещениями. Общая площадь объекта – 16 525 кв.м.

Проектом планируется предоставление социальных часов для бесплатных занятий – по 6 часов на 2 ледовых катках каждый будний день (с 10.00ч. -16.00 ч.), а так же 1 раз в месяц  предоставление большой арены в субботу и воскресенье для проведения соревнований (с 9.00ч.- 17.00ч.)

 При реализации проекта будет создано 54 новых рабочих мест.

Ориентировочная сметная стоимость строительства составит 1400,0 млн. рублей.

Предложения заинтересованными министерствами и ведомствами были подготовлены и направленны потенциальному инвестору замечания и предложения.

         Начало строительства объекта планируется на 2019 г., ввод объекта в эксплуатацию планируется в 2021 г., в настоящее время произведена схема перераспределения земельных участков, ведутся работы по межеванию  земельного участка.

 

Проект «Строительство пансионата для престарелых и инвалидов в г. Улан-Удэ»

  С 2013 года Министерством экономики Республики Бурятия совместно с Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия проводится работа по проекту «Строительство пансионата для престарелых и инвалидов в г. Улан-Удэ» на условиях государственно-частного партнерства.

 Проработаны различные схемы реализации проекта, в том числе на условиях концессии, земельные вопросы, варианты структурирования проекта на принципах государственно-частного партнерства, механизмы финансирования проекта, технические возможности строительства пансионата, проведены предварительные расчеты по окупаемости с различными сценариями. Осуществлялось взаимодействие с российскими институтами развития: Центром развития ГЧП (г. Москва), Федеральным центром проектного финансирования (группа ГК «Внешэкономбанк») по вопросу привлечения потенциальных инвесторов.

 Проект направлен на повышение качества обслуживания пожилого населения республики и привлечение частных инвестиций в социальную сферу. В данном случае ГЧП должно обеспечить альтернативу государственной системе домов для пожилых людей.

 Целью проекта является создание современного стационарного учреждения на 260 мест для комфортного постоянного проживания в нем престарелых граждан и инвалидов.

 Для реализации проекта имеется свободный земельный участок, находящийся в республиканской собственности, общей площадью 4,7 га в п. Забайкальский г. Улан-Удэ.

 По проекту разработана проектно-сметная документация. Общая стоимость проекта в соответствии с разработанной ПСД составляет 1033 млн. руб., в том числе: 1 очередь (3 блока на 150 мест) – 545,3 млн. руб., 2 очередь (1 блок на 50 мест, 15 коттеджей на 60 мест) – 487,7 млн. руб. Частный партнер может внести корректировки в приобретенную им готовую ПСД, с возможностью внесения существенных изменений (вплоть до разработки новой ПСД) в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к данного типа объектам, провести экспертизу проекта.

 Строительство объекта должно соответствовать требованиям к размещению, устройству, оборудованию, содержанию объектов организаций социального обслуживания, предназначенных для постоянного проживания престарелых и инвалидов, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму их работы (СанПин 2.1.2.2564-09, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.11.2009 года № 71).

 Разработанной ПСД предусматривается, что здания пансионата должны быть построены по современным технологиям, обеспечивающим энергоэффективность и экологичность. Все здания будут приспособлены для нужд пожилых людей и лиц с ограниченными возможностями, оборудованы специализированными лифтами, функциональными кроватями, подъемниками для лежачих, тревожными кнопками. Проходы и дверные проемы будут достаточной ширины, чтобы обеспечить комфортный проезд колясочников. Повышенный уровень комфорта будет обеспечен наличием специально приспособленных санузлов, расположенных в каждой комнате. Социальные услуги гражданам пожилого возраста будут оказываться с использованием передовых технологий обслуживания престарелых и лиц с ограниченными возможностями: уход в сочетании с домашней атмосферой, медицинская помощь, помощь при кормлении и купании, досуг, внимание, занятия для восстановления и поддержания функций организма.

 Комплекс  представляет собой сочетание центральной (для общих нужд) и радиальных (жилых) частей. Это есть  месторасположение  удобных однокомнатных «квартир»-комнат для проживания с полным благоустройством. К ним примыкают (секциями): столовая-кафе-кухня, кабинет с компьютерной техникой, комфортабельный «уголок» для общения и т.д. Небольшие уютные коттеджи предназначены для проживания пожилых граждан на условиях пожизненной ренты.

 Такой формат дома гарантирует: душевное равновесие, уважение к частной жизни (каждый живет в своей комнате, имеет личное пространство), и в то же время позволяет общаться в почти семейной обстановке,  обеспечить посильную занятость и досуг пожилого человека, поддерживать его социальную компетентность, что очень развито в Европе и других странах мира.

 Кроме того,  такая модель экономически эффективна в плане текущего содержания и организации работы персонала.

 Реализацию проекта предлагается осуществить на условиях государственно-частного партнерства, на основе заключения концессионного соглашения.

 Концессионная схема осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

 Суть концессионной схемы следующая.

 Со стороны публичного партнера выступит Правительство Республики Бурятия, со стороны частного партнера – частный инвестор по результатам конкурса.

 Концедент – Правительство Республики Бурятия принимает решение (нормативный правовой акт) о проведение конкурса на концессионное соглашение.

 Затем объявляется конкурс на заключение концессионного соглашения на создание и эксплуатацию пансионата для престарелых и инвалидов.

 По итогам конкурса победивший участник становится концессионером и за свой счет осуществляет строительство объекта. При необходимости может разрабатывать проектную документацию на строительство пансионата. При этом концессионер начинает платить концессионную плату и арендную плату за землю концеденту.

 После того, как объект будет построен и введен в эксплуатацию, в соответствии с законом «О концессионных соглашениях» концессионер регистрирует на пансионат право собственности концедента. Также регистрируются права владения и пользования концессионера на пансионат в качестве обременения права собственности концедента.

 Затем концессионер может передать пансионат управляющей компании в пользование, которая эксплуатирует объект в течение срока концессионного соглашения.

 В новом учреждении планируется создать 260 койко-мест. Из них предлагается следующее распределение по источникам финансирования:

 -     160 койко-мест заполняется за счет государственного заказа на стационарное социальное обслуживание пожилых людей и лиц с ограниченными возможностями;

 -     50 койко-мест за счет пожилых людей, оформивших с Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия договор пожизненного содержания  с иждивением;

 -       50 койко-мест для обслуживания граждан на условиях полной оплаты за услуги учреждения.

 Два последних вида социального обслуживания востребованы в республике. Так, 4 года назад в доме-интернате, расположенном в столице республики, открыто 18 палат повышенной комфортности для оказания стационарных социальных услуг на платной основе, затем такие палаты введены в действие в каждом доме-интернате. Палата представляет собой уютное жилое помещение с отдельным санузлом, предусмотрены медицинские услуги и заказное меню. Учитываются все пожелания клиента. Палаты рассчитаны для временного и постоянного проживания пожилых граждан и лиц с ограниченными возможностями (например: на время командировки или поездки в отпуск семьи клиента, когда состояние здоровья не позволяет ему выехать вместе с семьей или остаться дома из-за ограничений в самообслуживании; при заключении договора пожизненного содержания с иждивением с одинокими пенсионерами).

 Сегодня палаты востребованы, очередь клиентов расписана на полгода вперед. Таким образом, спрос населения не удовлетворен, в том числе  из-за отсутствия  нового современного стационарного учреждения, на базе которого можно реализовать  данный вид социального обслуживания.

 В рамках социологических исследований, инициированных Министерством социальной защиты населения РБ, проводилось изучение спроса среди пожилых граждан и лиц с ограниченными возможностями, их родственников (потенциальных клиентов), которыми могут быть востребованы услуги учреждения нового типа.

 По результатам исследования можно сделать вывод, что потребность в данной услуге существует при условии, что будут соблюдаться мировые стандарты качества социального обслуживания и новое учреждение не будет называться «дом-интернат» или «дом престарелых» и, соответственно,  работать в этом формате (например, пансионат или резиденция).

 По результатам опроса составлена база данных будущих клиентов в количестве 230 человек, выразивших согласие с условиями предоставления услуг, уровнем оплаты, и, конечно, желание воспользоваться услугами учреждения нового типа.

 В целом на сегодняшний день число «потенциальных» клиентов составляет порядка 11,2 тыс. жителей (это одиноко проживающие граждане в возрасте старше 75 лет, одинокие инвалиды 1 группы в возрасте 65 лет и одинокие инвалиды 2 группы в возрасте 70 лет и имеющие отдельное жилье).

 Срок реализации проекта – не менее срока окупаемости.

 Доходность проекта будет обеспечиваться за счет государственного заказа на стационарное социальное обслуживание пожилых людей и лиц с ограниченными возможностями; за счет государственной платы за пожилых людей, оформивших с Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия договор пожизненного содержания  с иждивением; а также от поступлений коммерческой платы за обслуживания граждан за услуги учреждения.

 В целях повышения доходности проекта возможно участие государства в софинансировании части расходов на строительство объекта.

 Кроме того, в целях компенсации части затрат частному инвестору может рассматриваться вопрос по предоставлению в соответствии с республиканским законодательством налоговых льгот:

 по налогу на прибыль;

 по налогу на имущество.

 В настоящее время в соответствии с Законом РБ от 26.11.2002 № 145-III «О некоторых вопросах налогового регулирования в Республике Бурятия, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации» инвестору, заключившему с Правительством Республики Бурятия инвестиционное соглашение, предоставляются следующие льготы:

 - снижение ставки налога на прибыль, зачисляемого в республиканский бюджет:

 на 4,5 % - в течение первых тех лет;

 на 4 % - в четвертом году;

 на 3,5% - в пятом году;

 на 2 % - в шестом году.

 - освобождение от уплаты налога на имущество организаций в пределах сумм, зачисляемых в республиканский бюджет, сроком на 5 лет.

 Кроме этого, Законом РБ от 26.11.2002 № 145-III «О некоторых вопросах налогового регулирования в Республике Бурятия, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации» предусмотрено освобождение от уплаты налога на имущество организаций в пределах сумм, зачисляемых в республиканский бюджет, вновь созданных коммерческих организации с иностранными инвестициями, в которых оплаченная доля иностранных инвестиций в уставном капитале составляет не менее 10 % и в эквиваленте не менее 15 тысяч минимальных размеров оплаты труда:

  - в размере 100 % от налоговой ставки в течение первых трех лет со дня государственной регистрации;

 - в размере 50 % от налоговой ставки на последующие четыре года.